Аннотации к рабочим программам: 8-9 классы

Аннотации к рабочим программам: 8-9 классы


Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Литература. 8 – 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего  образования по литературе, программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы (Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.) – М.: Русское слово, 2013 г., программы регионального компонента  общего образования  Архангельской области. – Архангельск, 2005 г.
Учебник1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс: Учебник  — хрестоматия. В 2-х частях. – М.: ООО  «Русское слово », 2013 г.
2. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия. В 2-х частях.– М.: ООО  «Русское слово », 2013 г.
Цели рабочей программыИзучение литературы в 8-9 классах  направлено на достижение следующих целей:
— воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера и их традициям;
— развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
— освоение текстов художественных произведений (в том числе писателей-северян) в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Количество часовПрограмма рассчитана на 170 часов (8 классы — 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю;
9 класс – 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Русский язык. 8  класс»
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная  программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предмету  «Русский язык»,  авторской программы для общеобразовательных учреждений: «Русский язык. 5-9 классы: программа / Л.О. Савчук; под ред. Е.Я Шмелевой. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.
УчебникШмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Кустова Г.И., Савчук Л.О., Шмелёва Е.Я. Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под ред. Шмелёва А.Д. «Вентана-Граф», 2017 г.
Цели рабочей программыИзучение  русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
— воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
—  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;
— освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-7 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Количество часовПрограмма рассчитана на  136 учебных часов в 8 классе А (из расчета 4 часа в неделю, в т.ч. 1 час на реализацию внутрипредметного модуля «Изложение исходного текста»), на 102  учебных  часа  в  8 классах БВ (из расчёта 3 часа в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Русский язык. 9  класс»
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная  программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предмету  «Русский язык»,  программы по русскому языку для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова и др.)// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы/сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2011 г.
УчебникРазумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.  Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, П.А.Леканта  – М.: Дрофа, 2014 г.
Цели рабочей программыИзучение  русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Количество часовПрограмма рассчитана на 68   учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю)
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Химия. 8 – 9  классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8-9 классов О.С.Габриеляна// Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2011 г., с учётом требований  Программы регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.- Архангельск, 2006г.
УчебникГабриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. -М.: Дрофа, 2013 г.
Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. 21 изд. стереотип. –М.: Дрофа, 2014 г.
Цели рабочей программыИзучение химии в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
— освоение важнейших знаний
об основных понятиях и законах химии, химической символике;
— овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
—  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
— формирование патриотических чувств в процессе изучения роли учёных (М.В. Ломоносов), геологов-открывателей месторождений полезных ископаемых, строительство химических комбинатов области в становлении  и развитии Архангельского Севера;
— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Количество часовПрограмма рассчитана на 136 часов за два года обучения  (в 8 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 9 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю)  классах.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Биология. 8 — 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа  составлена на основе  примерной программы  основного общего образования по биологии, программы  по биологии для 6-9 классов (А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан)//Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100» /под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010 г. (официальный сайт — http://www.school2100.ru), программы  регионального компонента   государственного стандарта общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006 г.
Учебник1. Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. Биология. Познай себя. 8 класс:  учебник  для общеобразовательной школы. – М.:Баласс, 2013 г.
2.  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Родионова Е.И. Биология. Порядок в живой природе. 9 класс:  учебник  для общеобразовательной школы. – М.:Баласс, 2013 г.
Цели рабочей программыИзучение биологии в 8 – 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
— освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях (в т.ч. о живой природе Архангельской области); строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов (в т.ч. на примере местных видов); человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
— овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма человека (в т.ч. в условиях Европейского Севера); использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
— проводить наблюдения за состоянием основных живых систем Архангельской области (организм, популяция, биоценоз);
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации (в т.ч. региональными);
— воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, природе Севера, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
— использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, оказания первой помощи себе и окружающим; ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Количество часовПрограмма рассчитана на 136 часов за два года обучения  (в 8 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 9 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю)  классах.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Основы безопасности жизнедеятельности. 8  класс»
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная  программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы.// Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников). – М.: Просвещение, 2011 г.
УчебникСмирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл./Под ред.  Смирнова А.Т. -М.: Просвещение, 2016 г.
Цели рабочей программыКурс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
— освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
— развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
— овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Количество часовПрограмма рассчитана на 34 часа  (из расчёта 1 час в неделю)
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Искусство.  8 – 9  классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе примерной программы  основного  общего образования по изобразительному искусству,  программы  Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской  «Искусство 8-9 классы»//Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2010 г.
УчебникСергеева Г.П. Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э Кашекова, Е.Д.Критская. — 3-изд. –М. : Просвещение, 2013 г.
Цели рабочей программыИзучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;- приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Количество часовПрограмма рассчитана на 68 часов за два года обучения (в 8 классе – 34  часа из расчёта 1 час в неделю, в 9  классе – 34  часа из расчета 1  час в неделю)
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«История» (Всеобщая история и История России). 8 – 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предмету «История», программы «Российская и всеобщая история. 5-9 классы» (Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, Д.В.Лисейцев)//Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100» /под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010 г., с учётом требований программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области. – Архангельск, 2006 г.
УчебникДанилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С. и др. Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл. –М.: Баласс, 2013 г.
Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецова С.С. История России. ХIХ-начало ХХ века. 8 кл.– М.: Баласс, 2013 г.
Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С. и др. Всеобщая история. Новейшее время. ХХ –начало ХХI века. 9 кл. –М.: Баласс, 2013г.
Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецов А.В. и др. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 кл. – М.: Баласс, 2014 г.
Цели рабочей программыИзучение истории в 8 – 9 классах направлено на достижение следующих целей:
— воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, ответственности за судьбу своего края;
— освоение знаний о важнейших событиях, процессах в истории родного края, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
— овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
— применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Количество часовПрограмма рассчитана на 136 часов за два года обучения (в 8 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю; в 9 классе — 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю) классах.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Обществознание (включая экономику и право) 8 – 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе  примерной программы основного общего образования по обществознанию,  программы по обществознанию. 6-9 классы (Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев).// Программы  общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г., с учётом требований  Программы регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.- Архангельск, 2006 г.
Учебник1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. /Под ред.  Боголюбова Л.Н.,  Городецкой Н.И. — М.: Просвещение, 2013 г.
2. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбов,  А.И.Матвеев, Жильцова Е.И. и др.  /Под ред.  Боголюбова Л.Н.,  Матвеева А.И.  — М.: Просвещение, 2014 г.
Цели рабочей программыИзучение обществознания  в 8 – 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
— развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
— развитие способности понимать экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую в развитии общественной жизни на территории Архангельской области;
— воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
— освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
— овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
— формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях;
— формирование представлений о важнейших событиях, явлениях и процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества на Поморском Севере, в их взаимосвязи с историей страны.
Количество часовПрограмма рассчитана на 68 часов за два года обучения (в 8 классе – 34  часа из расчёта 1 час в неделю, в 9  классе – 34  часа из расчета 1  час в неделю)
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«География.  8 — 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа по географии для 7-9 класса  составлена на основе примерной программы  основного общего образования по географии,программа  по географии. 6-9 классы (И.В.Душина, Л.И.Елховская, Г.С.Камерилова, В.А.Кошевой и др.)//Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100» /под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2010 г. (официальный сайт — http://www.school2100.ru), с учётом требований регионального компонента общего образования Архангельской области.- Архангельск, 2006 г.
УчебникКамерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География (Моя Россия). 8 кл.– М.: Баласс, 2013 г.
Камерилова Г.С., Елховская Л.И., Родыгина О.А. География (Моя Россия.Человек и хозяйство). 9 кл. – М.: Баласс, 2014 г.
Цели рабочей программыИзучение географии в 8-9 классах  направлено на достижение следующих целей:
— овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника;
—  формирование у школьников единой географической картины современного мира;-  формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества; а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-антропогенных, или по-другому природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
— формирование современного географического мышления, развитие географической культуры — географического языка, картографических умений и т.д.;
— воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли, позитивного ценностного отношения к Архангельской области, экологической культуры;
— изучение компонентов природы своей местности (рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир), их изменения в результате хозяйственной деятельности человека.
— освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства территории своей страны; о своей Родине – России – во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
— освоение системы географических знаний об Архангельской области как целостном, сложном, динамично развивающемся географическом  пространстве;
— овладение умениями обосновывать место и роль географических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за окружающей средой с целью ее описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о географических объектах;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения и освоения новых знаний;
—  формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды.
Количество часовПрограмма рассчитана на 136 часов  за два года обучения (в 8 классе —  68 часов из расчёта 2 часов в неделю,  в 9 классе  — 68 часов из расчёта 2 часов в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Геометрия.  8 – 9  классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составленана основе  примерной  программы основного общего образования по предмету «Математика»,  программы  Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. //Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г.
УчебникЛ.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.:  Просвещение, 2016 г.
Цели рабочей программыИзучение геометрии в 8 — 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображе­ние, интуиция;
развитие мате­матической культуры, изобразительных умений, речи   (умения логически обосновывать, приводить  доказательства);приобретение конкрет­ных знаний о пространстве и практически значимых умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
воспитание культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости
математики для общественного прогресса;
овладение алгоритмами решения задач на построение, вычисление геометрических величин;
формирование языка описания объектов окружающего мира;
развитие пространственного воображения и интуиции, мате­матической культуры;
эстетическое воспитание учащихся.
Количество часовПрограмма рассчитана на 136 часов  за два года обучения (в 8 классе —  68 часов из расчёта 2 часов в неделю,  в 9 классе  — 68 часов из расчёта 2 часов в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Алгебра.  8 – 9  классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная программа составленана основе  примерной  программы основного общего образования по предмету «Математика»,  программы по алгебре. 7-9 классы (Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.)//Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г.
Учебник1. Дорофеев В.Г., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: учебник для  8 класса основной школы. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Дорофеев В.Г., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: учебник для  9 класса основной школы. – М.: Просвещение, 2012 г.
Цели рабочей программыИзучение алгебры в 8  — 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необ­ходимых для применения в практической деятельности, изу­чения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современ­ном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культу­ры, пространственных представлений, способности к преодо­лению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математи­ки как универсального языка науки и техники, средства мо­делирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
формирование функциональной грамотности — умений воспри­нимать и анализировать информацию, представленную в раз­личных формах, понимать вероятностный характер многих ре­альных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты;
формирование представления о современной картине мира и методах его ис­следования, формирование понимание роли статистики как источ­ника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
развитие представления о числе и роли вычислений в человече­ской практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка фор­мально-оперативных алгебраических умений;
изучение свойства и графики элементарных функций, формирование умений использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особен­ностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развитие логического мышления и речи — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Количество часовПрограмма рассчитана на 204  часа (в 8 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю, в 9 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Информатика.  8 — 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена на основе  примерной программы  основного общего образования по информатике и информационным технологиям, программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. 8-9 классы (Н.Д.Угринович)// Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика.2-11 классы/сост. М.Н.Бородин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.
Учебник1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г., 2014 г.
2.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Цели рабочей программыИзучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; 
— овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
— воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
—  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Количество часовРабочая  программа рассчитана на 102 часа за два года обучения (в  8 классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю; 9 классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Физика.  8 – 9  классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, программы по физике для  7-9 классов (Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский)//Программы и примерное поурочное планирование. Физика. 7-11 классы. – М.: Мнемозина, 2010 г., программы регионального компонента основного  общего образования. – Архангельск, 2006г.
Учебник1. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б.  Физика.8 кл./Под ред.В.А.Орлова, И.И.Ройзена. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2013 г.
2. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.Физика. 8 кл. Задачник для общеобразовательных учреждений. /Под ред Л.Э. Генденштейна.  –– М.: Мнемозина, 2013 г.
3. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. Физика.9 кл./Под ред. В.А.Орлова, И.И.Ройзена. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2013 г.
4. Генденштейн Л.Э, Кирик Л.А., Гельфгат И.М.Физика. 9 кл. Задачник для общеобразовательных учреждений. /Под ред Л.Э. Генденштейна.  –– М.: Мнемозина, 2013 г.
Цели рабочей программыИзучение физики в 8 – 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
— освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; о строении вещества, о различных агрегатных состояниях вещества.
— овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
— воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
— усвоение системы физических знаний о природных и промышленных объектах Архангельской области, знаний об экологической обстановке в области и мероприятиях по охране окружающей среды;- накопление фактических сведений о природе Архангельской области, составляющих базу для мировоззренческих обобщений и выводов.
Количество часовРабочая  программа  рассчитана  на 136  учебных часа (по 68 часов  в 8-9 классах, из расчёта 2 часа в неделю в каждом классе
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Иностранный (английский) язык.  8 – 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая  программа по английскому языку для второй  ступени общего образования составлена  на основе примерной программы основного  общего  образования по иностранным языкам,программы курса английского языка.  2-11 классы. (М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева). – Обнинск: Титул, 2010 г.,  программы регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.- Архангельск, 2006 г.
Учебник1.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием /Еnioy English:  Учебник английского языка для  8 кл. общеобразовательных учреждений. — Обнинск: Титул, 2012 гг.
2.Биболетова  М.З. и др., Английский язык: Английский с удовольствием /Еnioy English:  Учебник английского языка для  9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.З. Биболетова, Е.Е.Бабушис, О.И.Кларк и др.- Обнинск: Титул,  2013 г.
Цели рабочей программыИзучение английского  языка в 8 – 9 классах  направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции и её составляющих:
речевой — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковой — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; 
социокультурной —  приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; 
компенсаторной — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательной — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
3.  Формирование умения представлять культуру России, традиции Русского Севера.
4.  Воспитание  качеств гражданина и патриота своей родины, своего родного края.
5. Развитие национального самосознания, стремление  к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Количество часовПрограмма рассчитана на 204  часа (в 8 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю, в 9 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Физическая культура.  8 — 9 классы»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа  составлена на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре, Комплексной программы физического воспитания. 1-11 классы/под ред. В.И.Лях и А.А.Зданевич. М.: — Просвещение, 2010г., с учётом требований  Программы регионального компонента государственного стандарта основного общего образования.- Архангельск, 2006г.
УчебникЛях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 классы / под ред. В. И. Ляха– М.: Просвещение, 2013г.
Цели рабочей программыПрограмма ориентируется на достижение следующих практических целей:
— развитие основных физических качеств и способностей,  укрепление здоровья,  расширение функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движений,  обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно – оздоровительной испортивно – оздоровительной деятельности;
— освоение знаний о физической культуре и спорте,  их истории и современном развитии,  роли в формировании здорового образа жизни
Количество часовПрограмма рассчитана на 204  часа (в 8 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю, в 9 классе  — 102 часа из расчёта 3 часов в неделю).
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Орфографический практикум.  8  класс»(компонент  ОУ)
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная  программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предмету  «Русский язык».
Цели рабочей программыЦель программы: обеспечение условий для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков; подготовка  к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Количество часовПрограмма рассчитана на 34 часа за один год обучения.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Практикум решения математических задач.  8  класс»(компонент  ОУ)
Основа для составления рабочей программыРабочая учебная  программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предмету  «Математика».
Цели рабочей программыЦель программы: повышение уровня математической подготовки обучающихся; подготовка  к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Количество часовПрограмма рассчитана на 34 часа за один год обучения. 
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Черчение.  9  класс»(региональный компонент)
Основа для составления рабочей программыРабочая программа составлена  на основе примерной  программы основного общего образования по черчению.
УчебникБотвинников А.Д., Виноградов В.Н.,  Вышнепольский И.С. Черчение. 9 кл. — АСТ, Астрель, 2009 г.
Цели рабочей программыИзучение черчения в 9  классе направлено на достижение следующих целей:- приобщение к графической культуре;- формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности
Количество часовПрограмма рассчитана на 34 часа за один год обучения.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Технология (обслуживающий труд, технический труд).  8  класс»
Основа для составления рабочей программыРабочая программа  составлена на основе примерной программы основного общегообразования по технологии,  программы «Технология. 5-8 классы»//И.А.Сасова, А.В.Марченко — М.: Вентана-Граф, 2010 г. 
УчебникА. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова. Технология. 8 класс/под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана – Граф,  2013 г.
Цели рабочей программыИзучение технологии  в 8   классе  направлено на достижение следующих целей:
-освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию продуктов труда;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Количество часовПрограмма рассчитана на 34 часа за один год обучения: обслуживающий труд – девушки; технический труд – юноши.
Название рабочей программыРабочая программа учебного предмета«Основы военной подготовки.  8 — 9 классы»(компонент УО)
Основа для составления рабочей программыПостановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 года №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
Цели рабочей программыЦели программы: создание условий для формирования:- практических умений и навыков в области обороны государства;- гражданских и военных профессиональных интересов и мотивов;- знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;- требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам кадет;- гражданской и  военной профессиональной ориентации;- способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к гражданской и военной службе и  профессии;- психологической готовности к гражданской и военной профессиональной деятельности;- личных духовных и физических качеств, физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации;- умения анализировать свое поведение в повседневной жизни;- умения самостоятельно приобретать и применять знания;- умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов;- умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;- жизненной позиции кадета;- типичных  видов деятельности для данного профиля, дать возможность проявить себя и добиться успеха.
Количество часовПрограмма рассчитана на 68 часов за  два года обучения (из расчёта 1 час в неделю в 8 и 9 классах).