10 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дополнительное образование


Цель дополнительного образования: всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон гл. 1 ст. 2 п. 14). 

Программное содержание, организация образовательного процесса в МКШ направлены на реализацию следующих задач:

  • формировать и развивать творческие способности обучающихся;
  • создавать максимально благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • создавать условия для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • способствовать выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
  • создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
  • формировать общую культуру обучающихся;
  • удовлетворять иные образовательные потребности и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В школе реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – ДООП) по следующим направленностям: художественной, физкультурно-спортивной, естественно-научной, социально-гуманитарной, технической.

ДООП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Уровень сложности реализуемых ДООП — «стартовый»: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Специфика целеполагания: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; создание условий для вовлечения детей  в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования  у обучающихся навыков, связанных  с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека [Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года].

Рекомендуемые параметры: число обучающихся в группах 10-25; срок обучения 1-2 года; режим занятий 1 – 4 ч/нед не более 36 учебных недель. Содержание ДООП учитывает, что на обучение по общеразвивающим программам данного уровня принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора.

Продолжительность реализации программ — 1 год; программ по изучению ПДД – от 3 до 4 лет.

Современные ценностные ориентиры, которые формируются в процессе освоения программ: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, социализация и самоопределение, здоровый и безопасный образ жизни.

При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы: творчества и успеха, дополнительности, личностной значимости, индивидуализации образования, гуманизации образования,  разнообразия, единства обучения,  воспитания и развития, деятельностного подхода, интегративности образования,  вариативности образования, социальной составляющей образования, добровольности,  доступности, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, включение ребенка в образовательную деятельность на любом ее этапе.

Условия организации образовательного процесса

  1. Возраст детей, участвующих в реализации ДООП, разный: от 6 до 18 лет.
  2. Учебные группы могут комплектоваться как одного возраста, с равным уровнем подготовки, так и разновозрастные, разного уровня подготовленности детей. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
  3. Численный состав учебных групп: не менее 10 человек.
  4. Распределение учебной нагрузки определяется санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами.
  5. Исходя из специфических условий организации образовательного процесса (социальный заказ, возможности учреждения) допускается вариативность в почасовом учебном планировании.
  6. Продолжительность учебного года – 36 недель.
  7. Реализация программы предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора обучающимися различных форм деятельности.
  8. Используется только положительная мотивация детей на осознанное овладение системой знаний, умений и навыков.

Программы дополнительного образования

В 2023-2024 учебном году в Школе реализуется 20 ДООП (из них 1 в рамках сетевого взаимодействия педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец»):

4 программы художественной направленности, все одного года обучения.

С целью формирования эстетических ценностей и вкуса кадет, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества, развития их творческого потенциала реализуются следующие ДООП: «Школьный кадетский вальс», «Спортивные бальные танцы», «Хореографическая студия», «Художественное выпиливание лобзиком».

9 программ социально-гуманитарной направленности (из них 1 в рамках сетевого взаимодействия педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец»), все одного года обучения.

С целью военно-патриотического воспитания кадет, создания основы для подготовки подростков к служению Отечеству на поприще военной, правоохранительной службы реализуются следующие ДООП: «Военно-патриотический клуб «Кадет», «Клуб «Морское дело», ДООП «Юный корабел» реализуется педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец» в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной деятельности от 01 сентября 2023 г.

С целью успешной социальной адаптации, профессиональной ориентации обучающихся реализуются ДООП «Газетное дело. Юнкоры» и «Школьный медиацентр».

С целью воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея реализуется ДООП «Школьный музей». Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея, позволяет более близко познакомиться с историей школы и биографией почётного гражданина г. Северодвинск, инженера, адмирала Котова Павла Григорьевича.

С целью формирования у обучающихся системы устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности реализуются следующие ДООП: «Я – примерный пешеход», «Изучаем ПДД», «Соблюдаем ПДД».

3 программы естественно-научной направленности, все одного года обучения.

С целью общеинтеллектуального развития обучающихся, формирования экологической культуры реализуются следующие ДООП: «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физика и человек», «Юный натуралист».

3 программы физкультурно-спортивной направленности, все — одного года обучения.

С целью обеспечения разностороннего физического развития и укрепления здоровья обучающихся реализуются следующие ДООП: «Силовая подготовка», «Огневая подготовка», «Футбол».

1 программа технической направленности одного года обучения.

 С целью формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоения основ робототехники – ДООП «Основы робототехники».