12.1 Профориентация

Профориентация


Программа по профориентации обучающихся «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПАС» (смотреть)


  • План профориентационной работы на 2023-2024 учебный год (смотреть)
  • Приказ №472-о.д. от 30.08.2023 «О назначении ответственного за реализацию профессионального минимума» (смотреть)
  • Анализ внеурочной воспитательной работы за 2022-2023 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)
  • Анализ внеурочной воспитательной работы за 2021-2022 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)
  • План мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся на 2021-2022 учебный год (смотреть)
  • Анализ внеурочной воспитательной работы за 2020-2021 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)
  • План мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся на 2020-2021 учебный год (смотреть)
  • Анализ внеурочной воспитательной работы за 2019-2020 учебный год по профессиональной ориентации учащихся (смотреть)
  • План мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся на 2019-2020 учебный год (смотреть)

Полезные ссылки


«Профессиональный компас»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» осуществляется в рамках реализации программы «Профессиональный компас» и включает в себя профпросвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, профадаптацию, взаимодействие с предприятиями, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

С целью знакомства с «морскими профессиями» кадеты участвуют и становятся призёрами межрегионального слёта юных моряков «Поморские сборы», фестиваля гребных и парусных видов спорта «Беломорский бриз», межрегиональной олимпиады по судостроению, фестиваля-конкурса флотской эстрады «Беломорские звёзды»; участвуют в Юнармейском движении, в муниципальных военно-спортивных играх и социально-педагогических программах гражданско-патриотической, краеведческой направленности, в работе Летней Соловецкой школы юнг на Соловецких островах; посещают с экскурсиями атомные подводные лодки и надводные корабли в порту Беломорской военно-морской базы; организовано  взаимодействие в рамках соглашения о сотрудничестве с шефами: экипажем АПЛ «Белгород», для юношей организуются учебные сборы.

Профориентационная работа осуществляется с учётом возрастных особенностей через следующие виды деятельности:

Пропедевтический этап, 1-4 классы: деятельность объединений ОДО, курсов ВД «Я – гражданин России», «Азбука нравственности», «Знай-ка» и др.; участие в МСПП; экскурсии «Какие профессии живут в нашем городе», экскурсии на предприятия города; цикл тематических классных часов; проектная деятельность; профориентационные игры: проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры, квесты; методика «Кем быть»: нарисуй, кем бы ты хотел стать; встречи детей с мастерами своего дела, рассказы с примерами об интересующих профессиях, о профессиях родителей; показы образцов труда, выставки рисунков о труде, изделий декоративно-прикладного творчества, фотовыставки, конкурс сочинений; трудовые поручения, акции,  др.

Поисково-зондирующий этап, 5-7 классы: урочная деятельность; цикл профориентационных классных часов; участие в МСПП, реализация программ ДО, курсов ВД; встречи с интересными людьми (профессионалами); экскурсии на предприятия города, судостроительные предприятия; ролевые игры; квесты; конкурсы, конференции; практическая, трудовая, общественно-значимая работа; учебно-исследовательская деятельность; трудовые поручения, акции; проектная деятельность и др.

Период развития и уточнения профессионального самоопределения 8-9 классы, 10-11 классы:

  • тренинги, практические занятия; профориентационные игры;
  • урочная деятельность; реализация программ ДО, курсов ВД;
  • цикл профориентационных классных часов;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/, «Билет в будущее» https://bilet.worldskills.ru/  и др.);
  • совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий (http://metodkabinet.ru/, http://мой-ориентир.рф/, https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_urokov/ и др.), прохождение профориентационного онлайн-тестирования, (совместно с Региональным центром профориентации и содействия трудоустройству молодёжи проведено «Анкетирование профессиональных намерений выпускников и изучение участия родителей старшеклассников в профессиональном выборе детей», в рамках реализации проекта по развитию системы профориентации «Zaсобой», https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.), онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования, веб-квеста «Построй свою траекторию  поступления в вуз (https://postupi.online/service/service-vo/quest/);
  • практическая, трудовая, общественно-значимая работа;
  • встречи с интересными людьми (профессионалами);
  • профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства) города, в образовательные учреждения профессионального образования города, области в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, используется такая форма, как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям;
  • «Ярмарка профессий» — публичная презентация различных профессий и призвана представить спектр реализуемых образовательных программ. Обучающиеся школы являются ежегодными участниками «Дня профориентации» (проводится на базе ЦКиОМ) и «Форума образования «СЕВМАШ-карьера» (проводится на базе Дома Корабеов). В ходе данных мероприятий пропагандируются различные варианты профессионального образования, которое осуществляется в образовательных организациях среднего и высшего профобразования. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации; участники имеют возможность свободно передвигаться по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» принимают участие не только обучающиеся, но и их родители (законные представители), специально приглашенные квалифицированные признанные специалисты»;
  • «Дни открытых дверей» — обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования г. Северодвинска;
  • участие в муниципальных социально-педагогических программах позволяет узнать о «морских», «военных» и других профессиях;
  • предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя психологии», «Правовая декада»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере;
  • «Профессиональные пробы» – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте («профессиональные пробы» на базе техникумов г. Северодвинска);
  • конкурсы профессионального мастерства —  обучающиеся школы становятся ежегодными участниками Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (мастер-классы на площадке ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения»);
  • «День самоуправления» в Школе: деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей учителей;
  • олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере. Олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес; учебно-исследовательская деятельность; конкурсы, конференции;
  • индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии и др.