Беспилотные авиационные системы

Хорошая новость! В нашей школе открылся специализированный класс по работе с беспилотными авиационными системами (БАС). Одна из основных целей взаимодействия обучающихся с беспилотниками, помимо обучения детей пилотированию, – развивать у них инженерные навыки, навыки программирования и конструирования летательных аппаратов, что позволит применять в перспективе полученные знания в различных гражданских отраслях экономики.

Благодаря Минпросвещению РФ, Правительству Архангельской области и участию в нацпроекте «Беспилотные авиационные системы» в нашей школе подготовлены и отремонтированы помещения, все пространства оформлены в соответствии с рекомендациями, оснащены необходимой мебелью и оборудованием.

Педагоги ждут обучающихся от 12 до 16 лет, спешащих за новыми знаниями и навыками, на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Основы управления беспилотными летательными аппаратами».

     

 


Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»

Оснащению специализированных классов(кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.

С 1 января 2024 г. в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. На его реализацию предусмотрено федеральное финансирование в размере 696 млрд рублей (до 2030 г). В следующие шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.

Применение дронов позволит дополнить или заменить традиционные бизнес-процессы и решать производственные задачи с большей эффективностью. В 2022-2023 гг. наибольшую популярность БАС имели в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и логистике. Перспективными отраслями в будущем могут стать геодезия и дистанционное зондирование, мониторинг и патрулирование гражданских объектов.

Где используются квадрокоптеры

  • Энергетика: инспектирование состояния ЛЭП, оборудования электросетей и инфраструктуры;
  • Нефтегазовая отрасль:мониторинг состояния оборудования и нефтегазовой инфраструктуры в труднодоступных или небезопасных для людей местах, отслеживания температурных изменений для выявления утечек и предотвращения аварий;
  • Строительство:получение полной и оперативной информации о рельефе местности, инспектирование хода строительных работ, составление карт и 3D-моделей для проектирования архитектурных объектов;
  • Сфера городского управления:создание 3D-моделей исторических памятников для реконструкций, проведение учета муниципального имущества и отслеживание работы коммунальных служб;
  • Транспорт и логистика:доставка товаров в труднодоступные районы, проведение инвентаризаций на предприятиях;
  • Сельское хозяйство:сбор данных о проведении мелиорации, состоянии почв, здоровье растений, контролирование посадок и ирригации, обработка полей удобрениями;
  • Геодезия и дистанционное зондирование:межевание, инвентаризация и кадастровая оценка земельных участков, трехмерное проектирование ГИС, охрана объектов и мониторинг территорий в определенных границах.

По данным Минпромторга, сегодня доля отечественных беспилотников на российском рынке составляет около 24%. В достаточном объеме компании могут выпускать только беспилотники самолетного типа для мониторинга. Существует недостаток мультикоптеров для видеосъемки и аэрофотосъемки, а также специализированных агродронов для разного формата сельскохозяйственных работ: от отслеживания динамики роста урожая до внесения удобрений. К 2030 г. доля российских беспилотников должна достичь 70%, а общее число дронов увеличиться с 12 до 32,5 тысяч экземпляров.

В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов:

  • «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;
  • «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»;
  • «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»;
  • «Кадры для беспилотных авиационных систем»;
  • «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».

Федеральные проекты предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации. Каждый регион при этом разрабатывает свою программу применения БАС.

Компания «Ростком» стремится продуктивно участвовать в реализации нацпроекта, в частности предлагает комплексное оснащение образовательных учреждений специализированным оборудованием в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».

Федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем»

Проект предусматривает создание системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников. Будут созданы учебные модули для внедрения в программы общего, среднего профессионального, дополнительного («Кванториумы» и «Точки роста») и высшего образования. В школах появятся специализированные классы (кружки), а на базе колледжей и техникумов откроются центры практической подготовки. Учебные модули для вузов будут соответствовать требованиям конкретных направлений – сельского хозяйства, безопасности, логистики и др. Кроме того, проект предполагает создание кадрового резерва БАС с вакансиями и информацией о потенциале специалистов области, а также организацию соревнований, профориентационных и навигационных мероприятий.

Специализированные классы и центры практической подготовки – это специально оборудованные помещения для проведения аудиторных, практических занятий и организации полетных зон.

Согласно инфраструктурному листу в специализированные классы подбирается оборудование для освоения базовых навыков работы с БВС: сборки, управления и программирования дронов.

 Квадрокоптеры:

  • Программируемые учебные квадрокоптеры, массой не более 100 г и воздушной скоростью 20 км/ч;
  • Конструкторы спортивных квадрокоптеров, массой не более 500 г и воздушной скоростью не менее 65 км/ч;
  • Программируемые учебные наборы квадрокоптеров с возможностью полета в рамках помещения, массой не более 500 г и воздушной скоростью не менее 20 км/ч.

 Полетные зоны:

  • Основная полетная зона площадью не менее 100-300 кв. м;
  • Комплекты трасс для полетов;
  • Амортизирующие маты для общей полетной зоны;
  • Системы ультразвуковой навигации в помещении, совместимые с БВС;
  • Малая полетная зона для тестовых полетов в защищенном пространстве площадью не менее 10-30 кв. м.

В классах устанавливаются симуляторы для автономных полетов, подбираются производительные ноутбуки, десктопные приложения и фотограмметрическое ПО, интерактивные панели, а также 3D-оборудование.

В центры практической подготовки предлагается оборудование для освоения базовых навыков работы с БВС (сборка, управление и программирование беспилотников) в контексте вариативных отраслевых задач.

 Квадрокоптеры:

  • Агропромышленный БАС с объемом бака для жидкости не менее 10 л и не более 50 л;
  • БАС самолетного типа с вариативными целевыми нагрузками, длительностью полета не менее 2 ч. 40 мин., скоростью полета не менее 60 км/ч, массой не более 12 кг;
  • БАС квадрокоптерного типа с вариативными целевыми нагрузками, крейсерской скоростью не менее 10 м/с, продолжительностью полета в полной загрузке не менее 40 мин. и массой не менее 1,9 кг;
  • БАС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 35 куб. см, крейсерской скоростью не менее 95 км/ч, временем полета с полезной нагрузкой 2 кг не менее 10 ч.;
  • Видеокоптеры для мониторинга и тепловизионной съемки в режиме реального времени со скоростью полета не менее 15 м/с.

 Симуляторы и тренажеры:

  • Симуляторы для ручных полетов;
  • Тренажеры-симуляторы рабочего места беспилотного воздушного судна для двух типов БВС: мультироторного и самолетного (летающее крыло).

Источник информации: https://www.rostcom.com/news/novyy_natsionalnyy_proekt_bespilotnye_aviatsionnye_sistemy/