Дополнительное образование
Цель дополнительного образования: всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон гл. 1 ст. 2 п. 14).
Программное содержание, организация образовательного процесса в МКШ направлены на реализацию следующих задач:
- формировать и развивать творческие способности обучающихся;
- создавать максимально благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- создавать условия для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- способствовать выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формировать общую культуру обучающихся;
- удовлетворять иные образовательные потребности и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В школе реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – ДООП) по следующим направленностям: художественной, физкультурно-спортивной, естественно-научной, социально-гуманитарной, технической.
ДООП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Уровень сложности реализуемых ДООП — «стартовый»: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Специфика целеполагания: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека [Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года].
Рекомендуемые параметры: число обучающихся в группах 10-25; срок обучения 1-2 года; режим занятий 1 – 4 ч/нед не более 36 учебных недель. Содержание ДООП учитывает, что на обучение по общеразвивающим программам данного уровня принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора.
Продолжительность реализации программ — 1 год; программ по изучению ПДД – от 3 до 4 лет.
Современные ценностные ориентиры, которые формируются в процессе освоения программ: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, социализация и самоопределение, здоровый и безопасный образ жизни.
При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы: творчества и успеха, дополнительности, личностной значимости, индивидуализации образования, гуманизации образования, разнообразия, единства обучения, воспитания и развития, деятельностного подхода, интегративности образования, вариативности образования, социальной составляющей образования, добровольности, доступности, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, включение ребенка в образовательную деятельность на любом ее этапе.
Условия организации образовательного процесса
- Возраст детей, участвующих в реализации ДООП, разный: от 6 до 18 лет.
- Учебные группы могут комплектоваться как одного возраста, с равным уровнем подготовки, так и разновозрастные, разного уровня подготовленности детей. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
- Численный состав учебных групп: не менее 10 человек.
- Распределение учебной нагрузки определяется санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами.
- Исходя из специфических условий организации образовательного процесса (социальный заказ, возможности учреждения) допускается вариативность в почасовом учебном планировании.
- Продолжительность учебного года – 36 недель.
- Реализация программы предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора обучающимися различных форм деятельности.
- Используется только положительная мотивация детей на осознанное овладение системой знаний, умений и навыков.
Программы дополнительного образования
В 2023-2024 учебном году в Школе реализуется 20 ДООП (из них 1 в рамках сетевого взаимодействия педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец»):
4 программы художественной направленности, все одного года обучения.
С целью формирования эстетических ценностей и вкуса кадет, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества, развития их творческого потенциала реализуются следующие ДООП: «Школьный кадетский вальс», «Спортивные бальные танцы», «Хореографическая студия», «Художественное выпиливание лобзиком».
9 программ социально-гуманитарной направленности (из них 1 в рамках сетевого взаимодействия педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец»), все одного года обучения.
С целью военно-патриотического воспитания кадет, создания основы для подготовки подростков к служению Отечеству на поприще военной, правоохранительной службы реализуются следующие ДООП: «Военно-патриотический клуб «Кадет», «Клуб «Морское дело», ДООП «Юный корабел» реализуется педагогами МАОУДО «ДМЦ «Североморец» в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной деятельности от 01 сентября 2023 г.
С целью успешной социальной адаптации, профессиональной ориентации обучающихся реализуются ДООП «Газетное дело. Юнкоры» и «Школьный медиацентр».
С целью воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея реализуется ДООП «Школьный музей». Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея, позволяет более близко познакомиться с историей школы и биографией почётного гражданина г. Северодвинск, инженера, адмирала Котова Павла Григорьевича.
С целью формирования у обучающихся системы устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности реализуются следующие ДООП: «Я – примерный пешеход», «Изучаем ПДД», «Соблюдаем ПДД».
3 программы естественно-научной направленности, все одного года обучения.
С целью общеинтеллектуального развития обучающихся, формирования экологической культуры реализуются следующие ДООП: «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физика и человек», «Юный натуралист».
3 программы физкультурно-спортивной направленности, все — одного года обучения.
С целью обеспечения разностороннего физического развития и укрепления здоровья обучающихся реализуются следующие ДООП: «Силовая подготовка», «Огневая подготовка», «Футбол».
1 программа технической направленности одного года обучения.
С целью формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоения основ робототехники – ДООП «Основы робототехники».