Дополнительное образование
Цель дополнительного образования: всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон гл. 1 ст. 2 п. 14).
Программное содержание, организация образовательного процесса направлены на реализацию следующих задач:
- формировать и развивать творческие способности обучающихся;
- создавать максимально благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- способствовать формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- создавать условия для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- способствовать выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
- создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формировать общую культуру обучающихся;
- удовлетворять иные образовательные потребности и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В данную программу входят модифицированные ДООП по следующим направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, естественнонаучная, социально-гуманитарная, техническая.
ДООП реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п. 8).
Уровень сложности реализуемых ДООП — «стартовый»: предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Специфика целеполагания: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1]; создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека [Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года].
Рекомендуемые параметры: число обучающихся в группах от 10 до 25 (в зависимости от программы); срок обучения 1-2 года; режим занятий 1 – 4 ч/нед не более 36 учебных недель. Содержание ДООП учитывает, что на обучение по общеразвивающим программам данного уровня принимаются обучающиеся в течение всего календарного года без проведения индивидуального отбора.
Продолжительность реализации программ — 1 год; исключение — программы по изучению ПДД: от 3 до 4 лет.
Современные ценностные ориентиры, которые формируются в процессе освоения программ: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, социализация и самоопределение, здоровый и безопасный образ жизни.
При организации системы дополнительного образования в школе педагогический коллектив опирается на следующие принципы: творчества и успеха, дополнительности, личностной значимости, индивидуализации образования, гуманизации образования, разнообразия, единства обучения, воспитания и развития, деятельностного подхода, интегративности образования, вариативности образования, социальной составляющей образования, добровольности, доступности, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, включение ребенка в образовательную деятельность на любом ее этапе.
Условия организации образовательного процесса
- Возраст детей, участвующих в реализации ДООП, разный: от 6 до 18 лет.
- Учебные группы могут комплектоваться как одного возраста, с равным уровнем подготовки, так и разновозрастные, разного уровня подготовленности детей. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
- Численный состав учебных групп: не менее 10 человек.
- Распределение учебной нагрузки определяется санитарно-эпидемиологическим правилами и нормативами.
- Исходя из специфических условий организации образовательного процесса (социальный заказ, возможности учреждения) допускается вариативность в почасовом учебном планировании.
- Продолжительность учебного года – 36 недель.
- Реализация программы предполагает многообразие, вариативность и свободу выбора обучающимися различных форм деятельности.
- Используется только положительная мотивация детей на осознанное овладение системой знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты
- Освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
- Получение и развитие знаний в художественной, естественнонаучной социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и технической направленностях.
- Развитие творческого потенциала детей в избранных видах деятельности, формирование устойчивого интереса к познанию и творчеству, развитие интеллектуального уровня, исследовательских и проектных навыков, физическое развитие, профессиональная ориентация, гражданско-патриотическое воспитание.
- Сформированность культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Духовно-нравственное развитие; воспитание необходимых качеств для социализации личности ребенка: ответственности, коммуникативности, толерантности, трудолюбия, эмпатии.
- Выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
- Профессиональное самоопределение обучающихся.
- Социальная адаптация обучающихся к жизни в обществе.
Программы дополнительного образования
В 2024-2025 учебном году в Школе реализуется 20 ДООП:
2.2.1. 5 программ художественной направленности, все одного года обучения. Ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности.
С целью формирования эстетических ценностей и вкуса кадет, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества, приобщения к искусству театра, развития их творческого потенциала реализуются следующие ДООП: «Школьный кадетский вальс», «Спортивные бальные танцы», «Хореографическая студия», «Художественное выпиливание лобзиком», «Школьный театр «Творческая мастерская».
2.2.2. 7 программ социально-гуманитарной направленности, все одного года обучения, исключение — программы по изучению ПДД: от 3 до 4 лет. Ориентированы на формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, адаптацию в коллективе, профессиональное самоопределение.
С целью военно-патриотического воспитания кадет, создания основы для подготовки подростков к служению Отечеству на поприще военной, правоохранительной службы реализуются следующие ДООП: «Военно-патриотический клуб «Кадет», «Клуб «Морское дело».
С целью успешной социальной адаптации, профессиональной ориентации обучающихся реализуются ДООП «Газетное дело. Юнкоры» и «Школьный медиацентр».
С целью формирования у обучающихся системы устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности реализуются следующие ДООП: «Я – примерный пешеход», «Изучаем ПДД», «Соблюдаем ПДД».
- 3 программы естественнонаучной направленности, все одного года обучения. Ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по физике, биологии, экологии.
С целью общеинтеллектуального развития обучающихся, формирования экологической культуры реализуются следующие ДООП: «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физика и человек», «Юный натуралист».
- 2 программы физкультурно-спортивной направленности, все — одного года обучения. Ориентированы на физическое совершенствование обучающихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
С целью обеспечения разностороннего физического развития и укрепления здоровья обучающихся реализуются следующие ДООП: «Огневая подготовка», «Футбол».
- 2 программы технической направленности одного года обучения. Ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессиональное самоопределение.
С целью формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоения основ робототехники – ДООП «Основы робототехники», «Основы управления беспилотными летательными аппаратами».
- 1 программа туристско-краеведческой направленности одного года обучения. Ориентирована на познание истории Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, является источником социального, личностного и духовного развития обучающихся.
С целью воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея реализуется ДООП «Школьный музей». Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея, позволяет более близко познакомиться с историей школы и биографией почётного гражданина г. Северодвинск, инженера, адмирала Котова Павла Григорьевича.