Аннотации к программам элективных учебных предметов
Название программы | Программа элективного учебного предмета«Русский язык для говорения и письма. 10-11 классы» |
Цель программы | Цель: развитие коммуникативно-речевой культуры и расширение лингвистического кругозора, обучающегося посредством углубления и систематизации знаний о языке и речи; подготовка к успешной сдаче ЕГЭ посредством обучения эффективному речевому поведению. |
Содержание программы | Введение в курс 10 класса (2 ч.): Организация и задачи. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним. Знакомство со списком рекомендованной литературы. Проверка общей грамотности учащихся и уровня владения лингвистической терминологией. Речевая культура (4 ч.): Понятие о культуре речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями общения. Речевые и грамматические ошибки и недочеты. Нормативные словари русского языка. Орфография (16ч.): Разделы и принципы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корнях. Правописание гласных и согласных в приставках. Употребление Ъ и Ь знаков в словах и грамматических формах слов. Правописание суффиксов и окончаний в словах разных частей речи. Н и НН в словах разных частей речи. Слитное и дефисное написание слов. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание служебных частей речи. Анализ текста (8 ч.): Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Определение стиля, типа речи, основных средств связи предложений. Нахождение и анализ употребления лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов). Языковые средства, характерные для того или иного стиля или типа речи. Анализ текста и написание сочинений — размышлений в жанре рецензии или эссе на основе проанализированных текстов. Проблематика текста. Обобщающий контроль (4 ч.): Контрольный тест с заданиями разного типа, написание небольшого сочинения-рассуждения в жанре, близком к рецензии или эссе. Анализ работ учащихся. Введение в курс 11 класса. Повторение изученного (3 ч.): Организация и задачи курса. Оборудование, необходимое для занятий и подготовки к ним. Повторение изученного в курсе 10 класса: орфографии, основных знаний и умений по фонетике, морфемике, словообразованию. Выразительность русской речи (5 ч.): Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные языковые средства художественной выразительности, наиболее распространенные фигуры речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Определение наиболее типичных средств выразительности предложенного текста. Синтаксис и пунктуация простого предложения (9 ч.): Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксические единицы. Словосочетания, их виды и типы связи слов в словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Основные признаки предложений, классификация предложений. Синтаксическая структура предложения. Способы выражения членов предложения. Предложения с однородными членами. Обособленные члены предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Наблюдение над употреблением обращений в письменных текстах. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения), особенности их употребления. Пунктуация как система правил правописания предложений: тире в простом предложении, обособление в простом предложении, пунктуация при вводных конструкциях, обращениях, пунктуация при союзе КАК. Сочетания знаков препинания. Основные выразительные средства синтаксиса. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности текстов художественного и публицистического стилей. Разноаспектный анализ текста (4 ч.): Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы. Применение речеведческих знаний и умений при интерпретации и анализе текста, создание собственного письменного высказывания по предложенным учителем текстам. Синтаксис и пунктуация сложного предложения (5 ч.): Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Строение сложных предложений. Классификация сложноподчиненных предложений. Пунктуация в сложных союзных предложениях Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями, пунктуационное выражение этих отношений. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Способы передачи чужой речи, прямая и косвенная речь. Синтаксическая синонимия и ее роль для создания выразительности речи. Наблюдения за особенностями использования сложных предложений и синонимичных синтаксических конструкций в письменных текстах. Работа с тестовыми вариантами (8 ч.): Выполнение всех типов тестовых заданий экзаменационной работы: заданий с выбором ответа, заданий с кратким ответом, заданий с развернутым ответом. Анализ допущенных ошибок, рекомендации учителя. |
Количество часов | Программа рассчитана на 68 часов за два года обучения (10-11 классы, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе). |
Название программы | Программа элективного учебного предмета «Общая химия. 10-11 классы» |
Цель программы | Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии. |
Содержание программы | Теоретические основы химии (22 ч.): Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое. Принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням: принцип Паули, принцип минимальной энергии. Понятие «изотопы». Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Работа с тренировочными тестами по теме. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах. Правило В. М. Клечковского. Распределение электронов по орбиталям. Правила Хунда. Электронные и графические формулы атомов элементов. Энергетическая диаграмма атома. Работа с тренировочными тестами по теме. Свойства химических элементов. Классификация химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Работа с тренировочными тестами по теме. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Относительная электроотрицательность элементов. Степень окисления. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения. Кристаллические решётки. Аллотропия неорганических веществ. Геометрическое строение молекул. Гибридные электронные орбитали. Виды гибридизации электронных орбиталей: sp-, sp2-, sp3— гибридизации на примерах органических и неорганических веществ. Работа с тренировочными тестами по теме. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Энергетика химических превращений. Энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Эндотермические и экзотермические химические реакции. Термохимические уравнения. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Возможность протекания химических реакций. Практические занятия. Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Закон действующих масс. Константа скорости химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Катализ. Энергия активации. Гомогенный и гетерогенный катализ, их механизмы. Значение катализа в природе и технике. Практическое занятие. Решение расчётных задач на вычисление скорости химической реакции по кинетическому уравнению. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип ЛеШателье. Работа с тренировочными тестами по теме. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Растворы. Энергетические изменения при растворении веществ. Концентрация растворов. Реакции ионного обмена. Практическое занятие. Составление молекулярных и ионных уравнений. Работа с тренировочными тестами по теме. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Практическое занятие. Составление уравнений реакций гидролиза солей. Определение среды раствора. Работа с тренировочными тестами по теме. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Классификация ОВР: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования (самоокисления, самовосстановления). Восстановители и окислители. Влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры. Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций. Понятие об электродных потенциалах. Электрохимический ряд напряжений металлов. Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии. Неорганическая химия (9 ч.): Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения простых веществ — металлов и неметаллов, сложных веществ — оксидов, кислот, солей и оснований. Комплексные соединения. Работа с тренировочными тестами по теме. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка).Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Органическая химия (11 ч.): Классификация органических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения органических веществ. Именные реакции. Работа с тренировочными тестами по теме. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная).Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).Взаимосвязь органических соединений. Методы познания в химии. Химия и жизнь. (22 ч.): Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси, неоднородные и однородные смеси, признаки, по которым можно отличить чистое вещество от смеси, способы разделения смесей. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. пиро-, гидро-, и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов, его практическое значение. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Природные источники углеводородов, состав, свойства и методы переработки нефти; охрана окружающей среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Работа с тестовыми вариантами (4 ч.): Тестирование. Работа с заданиями открытого банка заданий ЕГЭ по химии. Разбор демонстрационной версии Единого государственного экзамена по химии этого года |
Количество часов | Программа рассчитана на 68 часов за два года обучения (10-11 классы, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе). |
Название программы | Программа элективного учебного предмета «Генетика человека. 10 класс» |
Цель программы | Цель: формирование понимания единства генетических закономерностей для всех живых организмов и особенностей их проявления у человека. |
Содержание программы | Введение (1 ч.): Человек как объект генетических исследований. Сложности изучения генетики человека. Методы изучения генетики человека (8 ч.): Генеалогический метод, его суть. Родословные известных людей. Составление родословного древа, анализ наследования признаков. Близнецовый метод, монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование признаков человека. Знаменитые близнецы. Цитогенетический и биохимический метод. Культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование. Популяционно-генетический (статистический метод). Генетика популяции человека, насыщенность популяций мутациями. Изолянты, инбридинг. Геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов. Модификационная изменчивость в популяциях человека. Практическое применение знаний о закономерностях модификационной изменчивости. Наследственный аппарат соматических и половых клеток человека (4 ч.): Хромосомный набор клеток человека. Аутосомы и половые хромосомы. Структура хромосом. Геном человека. История изучения. Явление полного и неполного доминирования, кодоминирования, сверхдоминирования. Решение задач. Изучение кариотипа человека и генетических карт его хромосом. Механизм наследования различных признаков у человека (7 ч.): Закономерности наследования признаков у человека. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Признаки, сцепленные с полом и ограниченные полом. Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток. Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов. Определение числа и типов гамет, решение задач. Генетические основы онтогенеза человека (6 ч.): Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклеток и сперматозоида, их генетический аппарат. Оплодотворение, его генетический смысл. Аборты. Генетические аспекты эмбриогенеза человека, регуляция активности генов в ходе эмбриогенеза. Цитогенетические аспекты определения пола его нарушения (гермафродитизм, трансвестизм). Роль наследственности и среды в появлении специфических для человека фенотипических признаков – склонностей, способностей, таланта. Проблема долголетия и некоторые подходы к ее решению. Лечение стволовыми клетками. Творческие долгожители. Основы медицинской генетики (8 ч.): Виды мутаций, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов. Задания для проекта. Наследственные заболевания. Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия, муковисцидоз, альбинизм). Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия, седая прядь, анемия Минковского-Шоффара). Моногенные заболевания, сцепленные с Х-хромосомой, рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия), доминантные (коричневая окраска эмали зубов, резистентный рахит), сцепленные с Y-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис). Хромосомные и геномные мутации (синдром Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера). Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Влияние на развитие плода лекарственных препаратов. Влияние на развитие плода алкоголя, никотина, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Болезни с наследственной предрасположенностью: ишемическая болезнь сердца, диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения. Медико-генетическое консультирование. Защита проекта «Злые причуды генетики». |
Количество часов | Программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). |
Название программы | Программа элективного учебного предмета «Биологический практикум. 11 класс» |
Цель программы | Цель: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности для успешной сдачи ЕГЭ. |
Содержание программы | Решение задач по молекулярной биологии (10ч): Введение(1ч). Цели и задачи практикума по биологии. Биохимия и генетика в различных разделах КИМов в ЕГЭ по биологии.Органические вещества (6ч). Белки: актуализация знаний по теме (белки-полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке), решение задач. Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК), решение задач. Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка), решение задач. Обмен веществ и энергии (2ч). Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание), решение задачРубежная диагностика: тестирование по молекулярной биологии (1ч). Решение задач по генетике (24ч): Генетика(22ч) Генетические символы и термины. Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно — и дигибридном скрещивании), тестовый контроль умения решать задачи на законы Менделя, предусмотренные программой, решение задач на моно – и дигибридное скрещивание повышенной сложности. Неполное доминирование: актуализация знаний по теме, решение задач по теме повышенной сложности. Наследование групп крови: актуализация знаний по теме, решение задач. Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач на сцепленное с полом наследование повышенной сложности. Решение комбинированных задач (в виде игры).Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов), решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. Рубежная диагностика №2: решение заданий части В по биохимии и генетике. Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?), решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт. Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом, решение задач по генетике популяций. Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы, решение задач из КИМов (часть С).Заключительное занятие (2ч). Итоговая диагностика: решение КИМов к ЕГЭ. |
Количество часов | Программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). |
Название программы | Программа элективного учебного предмета«Правовые основы социально-экономической деятельности человека. 10- 11 классы» |
Цель программы | Цель: усвоение общепринятых и выработка личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе; создание условий для развития правовой культуры старшеклассников -граждан Российской Федерации. |
Содержание программы | Что такое право (4 ч.): Понятие и признаки права. Виды социальных норм. Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы – гипотеза, диспозиция, санкция. Способы изложения правовой нормы в нормативно-правовых актах. Техника работы с источником права. Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Закон и подзаконный акт.Правоотношения (4 ч.): Юридический факт как способ возникновения правоотношений. События и действия, их разновидность. Правомерные и противоправные действия. Структура правоотношения. Субъекты права. Правоспособность и дееспособность. Понятие правонарушения. Виды проступков и преступлений. Техника определения: вида правоотношения, вида проступка, состава преступления.Государственно-правовое регулирование экономики (6 ч.): Типы экономических систем. Рыночная экономика как объект правового регулирования. Причины государственного контроля. Виды и способы государственного контроля. Кредитно-финансовая система. Бюджетно-налоговая система. Реализация отдельных нормативно-правовых актов (ФЗ «О рекламе», Антимонопольное законодательство).Отдельные механизмы реализации гражданских правоотношений (24 ч.): Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Субъекты и объекты гражданского правоотношения. Понятие собственности. Виды права собственности. Права и обязанности собственника. Основание возникновения и прекращения права собственности. Формы предпринимательства. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц и их характеристика. Документоведение в предпринимательской деятельности. Понятие, формы и виды сделок. Понятие, формы и виды договоров. Содержание договора. Существенные условия договора. Техника работы с гражданскими договорами. Соблюдение договоров. Понятие обязательства. Способы обеспечения обязательств. Имущественная гражданско-правовая ответственность. Техника выбора оптимального способа обеспечения обязательств. Отдельные виды гражданско-правовых отношений: наследование, жилищные правоотношения.Трудовое право (6 ч.): Источники трудового права в РФ. Необходимость регулирования трудовых отношений. Занятость и трудоустройство в РФ. Участники трудовых правоотношений. Порядок приема на работу и увольнения. Понятие трудового договора. Содержание трудового договора. Техника работы с трудовыми нормативными документами. Понятие профсоюза. Роль профсоюза в обеспечении трудовых прав работника. Современные тенденции в профсоюзном движении.Споры и порядок их рассмотрения (10 ч.): Понятие правового спора, его разновидности. Экономический спор: участники, разновидности, способы разрешения спора. Гражданский спор: участники, разновидности, способы разрешения спора. Досудебный и судебный порядок разрешения споров. Подсудность спора. Исковая давность. Судебные расходы. Стадии судебного разбирательства. Осуществление и защита прав силами самого субъекта и обращение в государственные органы. Обращения в государственные органы. Формы и виды обращений. Техника составления документа. Трудовые споры. Причины трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.Защита гражданских и трудовых прав (14 ч.): Осуществление и защита прав собственности силами самого собственника. Защита чести и достоинства. Особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты. Порядок опровержения. Моральный вред. Защита прав акционеров со стороны акционерного общества, директоров и управляющих, наемных работников, государственных органов. Защита прав потребителя. Понятие информации. Понятие товара и услуги. Гарантийный срок, срок эксплуатации. Надлежащее и ненадлежащее качество товара и услуги. Органы защиты прав потребителя.Защита трудовых прав граждан. Особенности защиты трудовых прав несовершеннолетних. |
Количество часов | Программа рассчитана на 68 часов за два года обучения (10-11 классы, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе). |
Программа элективного учебного предмета«Интенсивный курс подготовки ЕГЭ по математике(планиметрия и стереометрия). 10- 11 классы» |
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по геометрии |
Треугольники (9 ч.): Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора. Изопериметрическая задача. Теоремы синусов и косинусов. Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника. Площадь треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Подобные треугольники. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике. Теорема Чевы. Теорема Менелая.Четырехугольники (9 ч.): Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника. Параллелограмм. Теоремы Вариньона и Гаусса. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники. Площадь прямоугольника, параллелограмма и трапеции.Окружность (7 ч.): Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой. Теорема о квадрате касательной. Теорема Паскаля. Вневписанные окружности треугольника. Комбинации окружности с другими геометрическими фигурами. Окружности, вписанные и описанные около треугольника, применение формул:Метод координат(4 ч.): Координаты точек и векторов. Длина вектора. Расстояние между двумя точками. Теорема Стюарта. Скалярное произведение векторов. Теорема Эйлера.Правильные многоугольники(5 ч.): Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности в правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь правильного многоугольника.Расстояние между двумя точками в пространстве(3 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение длин отрезков и расстояний между точками, связанными с различными пространственными фигурами. Предлагаемые задачи носят вспомогательный характер и будут использоваться при решении задач следующих разделов.Расстояние от точки до прямой в пространстве (3 ч.):В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение расстояния от точки до прямой в пространстве. При этом используются теоремаПифагора, свойства равнобедренного треугольника, подобие треугольников, тригонометрические функции углов треугольника и др.Расстояние от точки до плоскости в пространстве (3 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости в пространстве. При этом используются теоремаПифагора, свойства равнобедренного треугольника, подобие треугольников, тригонометрические функции углов треугольника и др.Расстояние между прямыми в пространстве (3 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение расстояния между параллельными и скрещивающимися прямыми в пространстве. При этом используются теорема Пифагора, свойства равнобедренного треугольника, подобие треугольников, тригонометрические функции углов треугольника и др.Угол между прямыми в пространстве (3 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение углов между двумя прямыми в пространстве. При этом используются теорема о трех перпендикулярах, признак перпендикулярности прямой и плоскости, тригонометрические функции углов треугольника и теорема косинусов.Угол между прямой и плоскостью в пространстве (3 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение углов между прямой и плоскостью в пространстве. При этом используется методы нахождения угла между пересекающимися прямыми, тригонометрические функции углов треугольника и теорема косинусов.Угол между плоскостями в пространстве (4 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на нахождение углов между двумя плоскостями в пространстве. При этом используется методы нахождения углов между пересекающимися прямыми, тригонометрические функции углов треугольника, теорема косинусов и др.Объем фигур в пространстве (5 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на вычисление объемов фигур в пространстве. При этом используются формулы объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара, отношения объемов подобных фигур и др.Площадь поверхности (7 ч.): В этом разделе рассмотрены задачи на вычисление площадей поверхностей фигур в пространстве. При этом используются формулы площадей поверхностей многогранников, цилиндра, конуса, шара, отношения площадей поверхностей подобных фигур и др. |
Программа рассчитана на 68 часов за два года обучения (10-11 классы, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе). |